Рождество и Новый год 48 тыс. рабочих и служащих автозаводов
Opel/Vauxhall встречают в тревожном неведении о своей дальнейшей
судьбе. Руководство европейского филиала американского суперконцерна GM
в очередной раз нарушило слово. Вопреки его обещаниям план
реструктуризации этих предприятий в декабре не появится. Новый шеф
GM-Еurope Ник Рейли объявил, что теперь соответствующая программа будет
представлена только в январе.
Некоторые европейские эксперты полагают, что план реструктуризации у
General Motors давно имеется, но его сознательно придерживают. Детройт
добивается от стран ЕС, имеющих предприятия Opel/Vauxhall, финансовой
поддержки как минимум в 2,7 млрд. евро. А от рабочих коллективов –
отказа от премиальных, пособий и повышения зарплат.
Переговоры об этом ведутся американской стороной весьма активно. По принципу: сначала деньги, потом конкретика.
После 4 ноября, когда совет управляющих американского автогиганта
отказал консорциуму Magna–Сбербанк в покупке Opel/Vauxhall и оставил
европейские предприятия в своей собственности, Детройтом произведены
важные кадровые замены. Утратили свои посты исполнительный директор GM
Фриц Хендерсон и глава европейского филиала Карл-Петер Форстер,
поддерживавшие вариант продажи. Руководителем GM-Еurope стал британец
Ник Рейли, занимавшийся до этого делами GM на азиатском рынке, а
председателем наблюдательного совета Adam Opel-GmbH – вице-президент GM
Уолтер Борст, отвечающий в Детройте за финансы.
В американском подходе явно сочетаются пряник и кнут. С одной стороны,
представителям правительств и заводских коллективов в Германии,
Великобритании, Испании, Бельгии и Польше обещано сохранить
производство почти на всех площадках. Новый шеф GM-Еurope Ник Рейли на
днях поведал, что эти заводы ожидает «блестящее будущее», что GM
позаботится о перспективных моделях, разработке инновационных электро-
и гибридных двигателей. Председатель производственного совета заводов
Opel Клаус Франц, твердо выступавший за концепцию Magna, был приглашен
в Детройт, где его увещевали согласиться с представлениями GM и обещали
подумать о предоставлении «большей самостоятельности» европейским
заводам. Поначалу опелевцев соблазняли и переводом европейской
штаб-квартиры GM из под швейцарского Цюриха в Рюссельсхайм, где
располагаются главный центр Opel и его конструкторская база, но затем,
к разочарованию немцев, туда переселился только Рейли с группой
ближайших помощников.
С другой стороны, Детройт тщательно держит в секрете, какие
производственные звенья при реструктуризации Opel/Vauxhall будут
ликвидированы или претерпят изменения. При этом вопрос о занятости – в
Германии и в Европе в целом – проблема проблем. Вчера немецкий профсоюз
металлистов высказал опасения, что в машиностроении в следующем году
работу могут потерять 750 тыс. человек.
Известно, что GM намерена сократить в Европе 8 тыс. рабочих и служащих,
но на каких предприятиях и сколько – неизвестно. Неопределенность
реально превращается в рычаг давления.
Косвенным образом этому служит и прискорбный финал шведской «дочки»
GM – автозавода Saab в городе Трольхеттен. Переговоры с потенциальным
инвестором нидерландской фирмой Spyker Cars американцев не устроили.
Якобы из-за того, что пакетом акций Spyker Cars владеет российский
инвестор. Часть производственного оборудования завода Saab куплена «на
вывоз» китайским автоконцерном BAIC (кстати, претендовавшим одно время
и на Opel). Рейли заявил, что речь не идет о банкротстве. Но Новый год
начинается для 3,4 тыс. рабочих Saab c увольнения и такой же угрозы для
5 тыс. занятых на предприятиях-поставщиках.
В тянущейся уже более года истории спасения Opel линия руководства
GM выглядит поучительным примером не только коммерческой дипломатии,
хитрости, упорного торга, невзирая ни на что и ни на кого.
Правительство США, фактически владеющее GM, умыло руки. При этом GM
удалось противопоставить страны ЕС друг другу и не допустить российский
капитал в качестве инвестора.
В итоге европейцам за неимением иного варианта, очевидно, придется
удовлетворить претензии GM по части финансовой поддержки
реструктуризации ее собственности в Европе. Практически с этим уже
согласны даже в Германии, ранее оказывавшей предпочтение концепции
Magna. На том же стояли рабочие коллективы. Их представители еще
пытаются кое-что выторговать, но деваться некуда: придется жертвовать
по 265 млн. евро в год в надежде, что GM не уготовит им судьбу Saab.
Наконец, в Детройте детально осведомлены о тщательно продуманных и
просчитанных предложениях Magna по налаживанию работы Opel, что тоже
может войти в американский актив. Но чем все это закончится и
закончится ли в январе, пока с уверенностью никто не скажет.
Текст: Евгений Григорьев.
Независимая газета
|