Фото Антона Уханова, Лента.ру
Завтра, 24 ноября, первый вице-премьер Игорь Шувалов соберет
чиновников, чтобы обсудить проект концепции развития российского
автопрома до 2020 г. Предварительный вариант программы, датированный 9
ноября и написанный экспертами Boston Consulting Group (BCG) по заказу
Минпромторга, был представлен 10 ноября 2009 г. Авторы документа
определили три возможных сценария развития отрасли: «текущий»
(госрегулирование не меняется), «партнерство» и «крупный экспортер».
Если ничего не менять, российские автозаводы в основном перейдут на
сборку иномарок по контрактам, отрасль по-прежнему не будет
консолидирована, а около половины спроса на автомобили будет
удовлетворяться за счет импорта. Этот вариант экспертов не устраивает.
Но и спасти автопром за счет полного закрытия рынка для зарубежных
автомобилей тоже не получится — в этом не заинтересованы ни
потребители, ни государство.
Основными вариантами развития производства легковых автомобилей в
проекте концепции называется партнерство российских автопроизводителей
с зарубежными с последующим созданием на базе отечественных предприятий
крупных экспортеров.
Реализация сценария партнерства потребует 15 млрд евро инвестиций, а
создание крупных экспортеров — 25 млрд евро. При этом в первом случае
эти инвестиции будут осуществлять государство и сами предприятия в
равных долях, а во втором обязанность инвестировать возлагается
напрямую на государство, при этом 75% средств составит прямое
госфинансирование, а остаток будет выдан в виде госгарантий.
Оба сценария предполагают активное государственное вмешательство в
работу автопрома. Так, в первом случае предлагается повысить пошлины на
иномарки с нынешних 30% до 40%, во втором — до 80% с последующим
снижением до 30% к 2020 г. В проекте концепции, опубликованном на
портале Slon.ru и датированном 10 ноября, для обоих сценариев
предусмотрено «повышение» пошлин на иномарки. Если пошлина будет
повышена с нынешних 30% до 40%, конечная цена машины вырастет менее чем
на 8%. Увеличение же пошлины до 80% даст прирост цены на 38%, подсчитал
аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.
Представители всех сторон, участвующих в разработке концепции, —
BCG, Минэкономразвития, секретариата Шувалова и директор департамента
автопрома Минпромторга Алексей Рахманов — комментировать положения
программы отказались.
Скорее всего чиновники все же уберут из концепции положение о
повышении пошлин на иномарки, говорит сотрудник компании, представители
которой участвуют в работе комиссии. 10 ноября Шувалов заявил, что повышать пошлины на иномарки больше не планируется, напоминает собеседник «Ведомостей».
Но одним увеличением пошлин заводы не спасти. Поэтому в сценарии
«партнерство» государство должно ограничить доли иностранных компаний в
предприятиях автопрома 50%, субсидировать кредитные ставки для
автопрома и финансировать 50% инвестиций на НИОКР, а также обязывать
производителей локализовывать производство ключевых компонентов. В
сценарии «крупный экспортер» государство должно субсидировать
модернизацию российских автозаводов, поддерживать экспорт, активнее
закупать автотехнику и повысить с 30% до 40% пошлины на импортные
компоненты.
Концепция соответствует видению «АвтоВАЗа», ведь компания принимает
активное участие в ее разработке, отметил представитель компании.
Государство уже готово предоставить заводу 50 млрд руб.
General Motors (GM) не приветствует повышение импортных пошлин,
несмотря на то что у компании уже есть завод в России, отметил
представитель GM Сергей Лепнухов. Renault не намерена увеличивать долю
в «АвтоВАЗе» (сейчас — 25%), напоминает представитель Renault Оксана
Назарова. Но она сомневается, что такое 50%-ное ограничение можно
ввести в отношении уже работающих зарубежных предприятий.
Проект программы развития автопрома во многом копирует китайскую
модель, констатирует руководитель автомобильной практики Ernst &
Young Иван Бончев. Но принимать такие меры нужно было несколько лет
назад, когда в Россию еще не пришли зарубежные автопроизводители.
Повышение пошлин может стимулировать иностранных производителей
автомобилей и компонентов быстрее заходить в Россию, но только уровнем
пошлин это не определяется, отмечает директор российского
представительства A. T. Kearney Евгений Богданов. Рынков, где продается
больше 1 млн автомобилей в год, очень мало, и автопроизводители сами
заинтересованы в том, чтобы развивать производство в России. Так что
лучше стимулировать спрос. Само по себе решение о повышении или
неповышении пошлин мало что даст, полагает он.
Текст: Алексей Непомнящий.
Ведомости
|