Фото с сайта uralpolit.ru
ЛУКОЙЛ — самая штрафуемая компания на розничном рынке нефтепродуктов не
только на федеральном уровне, но и в регионах. Такие выводы сделала РБК
daily, проанализировав материалы территориальных органов ФАС по
возбужденным делам против нефтяных компаний-монополистов.
Меньше всего от регуляторов достается «Роснефти». Аналитики
полагают, что ЛУКОЙЛу больше попадает потому, что за него «некому
заступиться». Ведь его ближайшие конкуренты — «Роснефть» и «Газпром
нефть» — госкомпании, а ТНК-ВР наполовину принадлежит иностранцам. В
ФАС такую связь отрицают.
С начала года территориальными органами ФАС в отношении компаний
было возбуждено 86 дел по нарушению антимонопольного законодательства
на топливных рынках. Большая их часть (54 дела) касается
злоупотребления доминирующим положением, 32 дела затрагивают
согласованные действия по установлению и поддержанию цен на
нефтепродукты.
Согласно данным ФАС, дочерним компаниям ЛУКОЙЛа были предъявлены штрафы
на самую большую сумму (при расчете не учитывались АЗС, которые
используют торговую марку на основании договоров). Претензии к ним
составили 268,2 млн руб. Средняя сумма штрафа на одну АЗС достигает 142
тыс. руб. Всего в отношении «дочек» ЛУКОЙЛа были возбуждены 13 дел, и
по шести из них приняты решения.
В пресс-службе ЛУКОЙЛа признались, что ФАС предъявляла претензии к
дочерним предприятиям компании во всех регионах, кроме Центрального
федерального округа, где работает «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт». От
дальнейших комментариев в компании отказались.
Второе место в списке самых больших штрафов заняла «Газпром нефть».
Если компания не оспорит решение ФАС, то сумма выплат в среднем на одну
АЗС составит 55,7 тыс. руб. Далее в списке следуют ТНК-BP и «Роснефть».
Бюджету каждая их заправка приносит соответственно 26,3 и 15,8 тыс.
руб. штрафа.
Аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова в распределении сил по
рейтингу штрафов четверки сильнейших усматривает практику двойных
стандартов. «Роснефть» и «Газпром нефть» — государственные компании,
ТНК-ВР — полуиностранная, а за ЛУКОЙЛ некому заступиться, вот поэтому
ЛУКОЙЛ, вероятно, и выступает в качестве объекта показательной порки
нефтяников, считает она. «На мой взгляд, это несправедливо: все-таки
ЛУКОЙЛ — лидер российской нефтепереработки и ритейла и по качеству
нефтепродуктов, и по объемам продаж», — говорит г-жа Мильчакова.
В ФАС такую связь отрицают. Размер штрафов как на федеральном уровне,
так и в регионах взимается в процентах от оборота на соответствующем
товарном рынке, говорит начальник управления контроля ТЭК ФАС Елена
Котелкина. ЛУКОЙЛ имеет разветвленную сбытовую сеть и больший оборот,
что и приводит к наложению более высоких штрафов.
Кроме того, при определении суммы взыскания антимонопольные органы в
обязательном порядке следуют рекомендациям, корректируют окончательную
сумму коэффициентами в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих
обстоятельств. «Так, сумма последнего «федерального» штрафа оказалась у
ЛУКОЙЛа выше, чем у других компаний, так как ответчик всячески
затягивал получение ФАС необходимой информации. Не исключено, что и на
региональном уровне «дочки» ЛУКОЙЛа придерживались той же тактики, за
что в итоге и поплатились», — говорит г-жа Котелкина.
Больше других достается от ФАС и «большому» ЛУКОЙЛу. После подведения
итогов «второй волны» дел, возбужденных службой против четверки
сильнейших игроков рынка нефтепродуктов, по факту злоупотреблений
доминирующим положением пальму первенства также прочно удерживает
компания Вагита Алекперова с рекордным штрафом 6,5 млрд руб. За ней с
небольшим отрывом идут «Роснефть», получившая 5,3 млрд руб. штрафа,
«Газпром нефть» — 4,7 млрд руб. и ТНК-BP — 4,2 млрд руб.
Водитель Петербурга
|