Кадр Первого телеканала, архив
В минувшую среду руководство ФАС обсуждало с руководителями нефтяных компаний формулу оптовых цен на нефтепродукты.
Согласно формуле оптовая цена топлива в какой-либо точке России
определяется вычитанием из котировки в ближайшем к конкретному НПЗ
центре международной торговли (Роттердам, Сингапур, Средиземноморье)
экспортной пошлины и стоимости транспортировки. Полученная цена
переводится в рубли по текущему курсу, и к ней прибавляются стоимость
транспортировки топлива от НПЗ, акциз и НДС. Допустимое отклонение от
этой цены, по мнению ФАС, не должно превышать плюс-минус 1-2%.
В ближайшее время эта формула будет согласована с нефтяными
компаниями, говорит представитель ФАС. По его словам, это лишь первый
этап совершенствования ценообразования. В дальнейшем формула будет
привязана к индексу цен внутреннего рынка, в том числе и к биржевым
ценам.
Аналитик Reuters Максим Назаров подсчитал, что согласно этой формуле
дизтопливо Московского НПЗ на Володарской нефтебазе (крупнейшая в
Московском регионе) должно стоить 14 500 руб./т. Реально же в пятницу
оно там продавалось на 17% дороже — по 17 100 руб./т. Если же
экстраполировать «формульную» оптовую цену на розницу, то при нынешней
марже в 39% дизтопливо могло бы стоить 16,90 руб./л., тогда как, по
данным Московской топливной ассоциации, на начало прошлой недели его
цена на столичных заправках была в среднем на 15% выше — 20,02 руб./л.
Аналогичные расчеты для бензина Аи-92 дают «формульную» оптовую цену 19
500 руб./т при реальной 23 000 руб./т. Соответственно, розничная цена
при текущей марже в 30% могла бы быть ниже на 15% — 19 руб./л, а не
22,48 руб./л, как сейчас.
Представитель «Роснефти» сказал «Ведомостям, что предложение ФАС
изучается, а его коллеги в «Лукойле», «Газпром нефти» и ТНК-ВР
отказались от комментариев. Источник в одной из компаний назвал
абсурдом определение внутренних цен в зависимости от далеких от России
мировых рынков: «Вместо этого лучше бы активнее развивать биржевую
торговлю, которая сдерживается недостаточным числом покупателей».
К ценообразованию по формуле готов «Лукойл». Но его версия иная.
Компания предлагает не учитывать транспортные расходы и использовать
среднемировую цену. А допустимые отклонения от расчетной цены, по
«Лукойлу», должны быть плюс-минус 10% или 20%. По расчетам Назарова,
такая формула даст текущую цену дизтоплива 16 241 руб./т при
среднероссийской на пятницу 15 370 руб./т. По Аи-92 эти цены составляют
соответственно 21 389 и 22 190 руб./т.
«Мы старались предельно детализировать формулу, — говорит
представитель ФАС. — У "Лукойла” она носит довольно общий характер: в
частности, 40%-ный предел отклонения цен от расчетных представляется
слишком большим».
Текст: Александр Тутушкин.
Ведомости
|