Не нравится звук штатной аудиосистемы? Это нормально. Но тогда сразу
возникает классический русский вопрос: «Что делать?» Сейчас посмотрим!
Недовольными звучанием штатных аудиосистем чаще всего оказываются
владельцы автомобилей среднего ценового сегмента: стоимостью порядка от 500000 до 1 мил. руб.
Как правило, всевозможные заводские комплектации таких машин не
отличаются разнообразием вариантов аудиоподготовки: в лучшем случае,
есть возможность выбора двух-трех систем. Причем отличаться друг от
друга они будут в основном количеством динамиков или наличием более
функциональной магнитолы.
В минимальном варианте аудиоподготовка «иномарки средней руки» – это
четыре динамика и магнитола, «по максимуму» – до 13 динамиков. Не
хочется особо критиковать производителей, но в машинах среднего
ценового сегмента аудиосистема добавляется просто «чтобы была». И
часто, даже заказав самую навороченную аудиоподготовку, владелец
оказывается недоволен звуком. Ничего не поделаешь: надо улучшать.
И делать это лучше всего поэтапно, начиная, как говорится, с малого.
Ибо часто происходит так, что, после того как сделаешь одно, другое уже
и не нужно.
Меняем динамики
Первое, с чего стоит начинать «переработку» штатной аудиосистемы во
что-то более приятное слуху, – это замена штатных динамиков на более
качественные и классом выше.
Затем производится минимальная аудиоподготовка. Здесь, в частности,
делают отдельную подготовку дверей под установку динамиков, при которой
демпфируют полости и устраняют вибрации. В таком случае оставляют
«родную» магнитолу и все подключают по заводской проводке.
Замена штатной акустики и шумоизоляция в мастерской выльется для
владельца не в такую уж большую сумму – за все вместе с работой
попросят 15 000-25 000 руб. Однако, звук системы поменяется ощутимо, а
его качество станет заметно другим.
 Фото с сайта kolesa.ru
Очень многие на этом и останавливаются. Если у владельца нет
каких-то особых претензий, и музыку в машине он слушает «по ходу», то
замены штатной акустики вместе с шумоизоляцией часто оказывается
достаточно.
Подключаем усилитель
Если нет – тогда следующий этап: установка внешнего, дополнительного
усилителя. Делается это не столько ради громкости, сколько для
улучшения чистоты звучания. Суть – в том, что имеющийся в штатной
магнитоле встроенный усилитель при увеличении громкости вносит в
аудиотракт системы искажения по всему спектру частот: т. н.
клипирование.
Внешний же усилитель позволяет обеспечить широкий размах сигнала,
идущего на динамики, хорошие параметры по его нарастанию и т. д. Одним
словом, с внешним усилителем звук получается чище и лучше.
Однако проблема заключается в том, что ни одна штатная магнитола не
имеет линейных выходов на внешний усилитель. Такие «выходы» приходится
получать искусственно.
 Фото с сайта kolesa.ru
Самый простой способ – т. н. «пассивный»: когда собирается схема на
трансформаторах, понижающая уровень сигнала выхода из магнитолы до
нужного для подключения к внешнему усилителю.
Стоит такая схема немного: 1 000-2 000 руб. Однако при этом все
искажения частот, которые несет штатный звуковой тракт, никуда не
пропадают и передаются во внешний усилитель. Достоинство такой схемы
подключения состоит в простоте установки и минимуме вторжения в штатное
головное устройство.
Более продвинутым вариантом выступают т. н. «активные» схемы,
которые «интеллектуально» обрабатывают сигнал. Как правило, это готовые
устройства, которые, в зависимости от производителя, стоят от 5 000 до
15 000 руб.
Однако наиболее продвинутым способом является доработка
непосредственно штатной магнитолы и организация в ней самой линейных
выходов. Для этого головное устройство разбирают, находят точку
подключения к встроенному усилителю и выводят сигнал линейного уровня.
Стоят такие работы от 7 000 руб.
N.B.
Логичной альтернативой, казалось бы, является простая замена штатной
магнитолы на новую, у которой и линейные выходы уже имеются (ничего
придумывать не надо – только подключай), и функциональность повыше. За
те же 7 000-15 000 руб. можно подобрать аппарат весьма приличного
уровня!
Однако главная проблема, которую приносят с собой нештатные
магнитолы, – это интерес к ним криминальных элементов: попросту
говоря, воровство. Любое, даже самое простое устройство как магнит
притягивает воров. Обнаружить разбитое стекло и раскуроченную панель,
подойдя к машине, – случай типичный.
 Фото с сайта kolesa.ru
Кроме того, нештатные аппараты часто требуют довольно сложную и
дорогую инсталляцию в панель, поэтому многие решают именно доработать
штатное устройство.
Разумеется, если хочется иметь «продвинутый» функционал в виде
проигрывания МР3, разъемов USB, слотов для карт памяти, Bluetooth,
цветного ЖК-дисплея и прочего, чем балуют сейчас потребителя
производители аудиотехники, магнитолу придется менять.
Кстати, замена магнитолы может потребоваться и для того, чтобы поменять штатную акустику автомобиля.
В ряде машин высокого ценового сегмента (например, Audi и Mercedes)
одни динамики заменить невозможно – нужно менять всю аудиосистему. А
если еще комплектация – «продвинутая», и аудио завязано на систему
интеллектуального управления, то любой апгрейд сопряжен с весьма
серьезными техническими сложностями. В некоторых автомобилях высокого
класса вообще невозможно отказаться от штатной аудиосистемы.
Ставим сабвуфер...
Третий этап – установка сабвуфера. Доходят до него не все: более
качественные динамики уже начинают неплохо «басить». Вкупе с внешним
усилителем, звук и так получается весьма качественным и чистым, что для
обычного пользователя вполне достаточно.
Впрочем, часто хочется большего, а если владелец слушает современную электронную музыку, то без сабвуфера не обойтись.
Кстати, предостережем читателей от подростковых глупостей и
выброшенных денег. А именно: от покупки готового «саба» со встроенным
усилителем и подключением его к штатной аудиосистеме.
В продаже сейчас много всяких «ящиков» и «бочек» по доступным ценам,
которые можно подключить хоть самому, хоть за небольшие деньги в
«гаражном» сервисе. Только ничего хорошего от такой вот «инсталляции»
не получится! Почти наверняка выйдет невнятное баханье и гуденье, не
согласующееся ни с чем.
 Фото с сайта kolesa.ru
Чтобы сабвуфер зазвучал правильно и по-настояцему красиво дополнил
собой картину звука, он должен строиться под существующую акустическую
систему с учетом пространства автомобиля. И только так!
По цене, вместе с установленным «сабом», доработанная аудиосистема потянет примерно на 50 000-90 000 руб.
…и новую магнитолу
Сколько в сумме набежало?
Ну и последний этап – замена магнитолы. Как мы уже говорили, это
делается как ради нового функционала, так и звучания самого аппарата.
Кстати, многие устройства высокого класса предоставляют лишь
спартанские возможности: «прямое назначение» – крутить диски, и столь
же аскетичный дизайн.
Если не брать компоненты класса Hi-End, а ставить просто
качественные элементы известных производителей, то за замену штатной
акустики, установку сабвуфера и проигрывающего устройства придется
выложить 50 000-170 000 руб. Для машины, купленной за 1 млн руб.,
наверное, не так уж и много. Хотя, можно ли вообще с чем-либо
соизмерить удовольствие, получаемое от хорошей музыки?
Журнал "Колеса",
|