Правительство по поручению президента Дмитрия Медведева начало
борьбу за качество российских нефтепродуктов. Проблема назрела давно.
Около 100 тысяч водителей только в Москве ежегодно обращаются в
автосервисы по причине поломки двигателя из-за плохого бензина.
В России в настоящее время, помимо 28 крупных нефтеперерабатывающих
заводов, действуют, по разным данным, от 180 до 220 мини-заводов по
первичной переработке нефти (нефтяники называют их "самоварами"). При
этом лишь около трети мини-НПЗ имеют лицензию. Остальные находятся в
тени, пишет "Комсомольская правда". В тоже время, у Минэнерго другие
данные: в отрасли всего 41 предприятие, в том числе крупных
нефтеперерабатывающих заводов, мини-НПЗ и заводов по производству
масел.
Раньше мини-заводы строили только на удаленных месторождениях, к
которым нет смысла тянуть трубопровод. Вот и перерабатывали нефть на
месте. Но в последние годы из-за роста цены на нефть мини-НПЗ стали
расти как грибы по всей России.
Даже легальные мини-НПЗ зачастую производят бензин низкого качества,
с октановым числом не выше восьмидесяти. При этом автомобилистам на АЗС
он предлагается под видом 92-го. Что говорить о нелегальных заводах,
которые чаще всего перерабатывают ворованную нефть, которую незаконно
откачивают из магистральных нефтепроводов. Страдает же в конечном итоге
автолюбитель.
"Около 100 тысяч водителей только в Москве ежегодно обращаются в
автосервисы, потому что у них пострадали двигатели из-за
некачественного бензина, - констатирует Виктор Похмелкин, председатель
"Движения автомобилистов России". - Конечно, есть четкая связь между
нелегальными НПЗ и заправками. Но влияет и отсутствие соответствующего
контроля.
В качестве одной из мер борьбы с "самоварами" неоднократно
предлагалось создание реестра мини-НПЗ. Но идея так и не была
реализована. В результате мини-НПЗ дискредитируют всю нефтяную отрасль,
отдаляя перспективу перехода на новые стандарты топлива. Делать
продукты такого уровня качества они просто физически не способны.
Кроме того, износ предприятий нефтепереработки в России, по оценкам
Минэнерго, превышает 75%. Например, возраст действующих основных
технологических установок в отрасли превышает 30-40 лет. Из 27 крупных
российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) только два работают
менее 40 лет, а 12 заводов эксплуатируются более 60 лет, замечает
"Финанс".
В рейтинге-2009 Международного центра качества топлива Россия заняла
только 84-е место из 100. Наша страна находится в этом списке рядом с
Венесуэлой, Панамой, Албанией, Сербией и Черногорией. При этом Украина,
Белоруссия и Азербайджан в этом перечне занимают 48, 53 и 49 места
соответственно.
KP-AVTO.RU
|