Фото с сайта rambler.ru
С 1 марта 2009 г. пострадавший в аварии может обратиться за
выплатой по автогражданке к своему (прямому) страховщику, а не к
страховщику виновника ДТП (ответственного). Этим правом можно
воспользоваться, если в аварию попало только два автомобиля, у обоих
водителей есть полис ОСАГО, а вред в результате ДТП причинен только
имуществу.
К 7 апреля 2010 г. разница результатов работы в качестве прямого и
ответственного страховщика составила у «Росгосстраха» 147 млн руб., у «РЕСО-гарантии» – 137 млн руб., у «Росно» – 8,3 млн
руб., следует из материалов Российского союза автостраховщиков (РСА).
Сильнее всех пострадал «Ингосстрах»: его финансовый результат по прямому
возмещению убытков (ПВУ) – минус 63,2 млн руб. «Спасские ворота»
потеряли на ПВУ 37,3 млн руб., «Цюрих» – 25 млн руб.
Всеобщая селекция
С момента введения ПВУ происходит селекция убытков страховыми
компаниями, когда с крупными выплатами они отправляют пострадавшего к
конкурентам, а небольшие убытки передают в клиринговый центр для
расчетов, жалуются страховщики с прошлого года. При последующих
взаиморасчетах со страховщиком виновника прямой страховщик получает от
него компенсацию по средней стоимости убытка (до 1 апреля таких
фиксированных сумм было девять, они варьируются по географическому
принципу). Получается, прямому страховщику в этом случае достается
положительная разница стоимости урегулированного и возвращенного убытка.
Селекцией убытков занимаются абсолютно все, выделять тут никого не
следует, рассказывал в прошлом году вице-президент
РСА Андрей Батуркин. Страховщики публично не называли тех, кто
занимается селекцией.
Сейчас пострадавший может обратиться за выплатой по ОСАГО и по старой
схеме. Именно это позволяет страховщикам, не желающим платить напрямую,
отправлять пострадавшего в компанию виновника.
«Ингосстрах» с самого начала был принципиально против ПВУ, говорил
недавно замгендиректора «Ингосстраха» Игорь Ямов. По его словам, ПВУ
есть всего в нескольких странах из более чем 100, где работает ОСАГО.
«По моим ощущениям, ПВУ – чей-то бизнес-проект, поскольку люди, которые его придумали
и запустили, стали заниматься селекцией убытков: платить меньше, а себе
забирать больше, – отмечал Ямов. – «Ингосстрах» теряет на этом деньги, а
компании-лидеры оказываются в плюсе, клиент
таким компаниям по барабану».
По словам Ямова, он предлагал коллегам-страховщикам
опубликовать эти цифры, но никто его идею не поддержал.
«Росгосстрах» и РЕСО не занимаются селекцией убытков, подчеркивают топ-менеджеры компаний. «Мы никаких специальных
мер, чтобы получить хорошие результаты по ПВУ, не предпринимали», –
говорит замгендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь
Иванов. По его словам, ситуация противоположная: региональные менеджеры
компании в Сургуте, Ярославле и других городах жалуются, что конкуренты
не принимают клиентов по ПВУ, отправляя их в РЕСО. Первый
замгендиректора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров также опровергает, что
страховщик выбирает убытки: «Осенью мы работали в ноль, сейчас вышли в
плюс». Одна из причин положительного результата, по словам страховщика, –
недорогой портфель «Росгосстраха» по ОСАГО, а портфель
компаний-«доноров» состоит в основном из иномарок.
Минус приблизится к плюсу
Делать выводы на основе опубликованных цифр некорректно, отмечает
начальник управления европротокола РСА Андрей Юрьев. Во-первых,
каждая компания по-разному трактует состав
убытков – у кого-то в него включаются расходы
на техническую экспертизу, у кого-то нет. Во-вторых, финансовый результат зависит от
стратегии страховщика по ОСАГО: меняется региональная стратегия (а
фиксированные суммы разбиты по региональному принципу) – меняется
соотношение цифр. Смежные расходы, например на рекламу услуг
страховщиков по ОСАГО, тоже увеличивают реальные расходы компании,
продолжает Юрьев. Наконец, по его словам, влияет на итоговый результат и
структура портфеля: есть компании с дорогим автопарком иномарок, а есть
и те, кто ориентирован на отечественные автомобили либо имеет смешанный
автопарк в портфеле.
С 1 апреля 2010 г. вместо девяти фиксированных сумм в ПВУ действуют
30, введена разбивка по иномаркам и отечественным авто, говорит Юрьев.
По его мнению, с ростом объема выплат клиентам картина скоро изменится и
такого перекоса – в сторону плюса у одних компаний и минуса у других –
не будет.
«Результат введения новых фиксированных сумм мы увидим не раньше
июня, но вряд ли ситуация изменится кардинально», – рассуждает директор
департамента комплексного страхования «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.
Доказать конкретный факт селекции, по его словам, очень тяжело, но есть
косвенные признаки на основе статистики, продолжает он. Чтобы все
разговоры о селекции прекратились, есть три пути решения проблемы: либо
отменить ПВУ вообще, либо ввести безальтернативное ПВУ (принять поправку
в закон об ОСАГО, которая исключит альтернативу обращения пострадавших в
компанию виновника, и тогда страховщикам придется признавать все
убытки). Третий вариант – расчеты между страховщиками по итогам
определенного периода, чтобы выровнять разницу, которая образовалась в
связи с несовершенством фиксированных сумм, резюмирует Княгиничев.
Маркаров из «Росгосстраха» поддерживает безальтернативное ПВУ:
«Возможность селекции исчезнет как таковая».
|