Поначалу мы не доверяли вторгающемуся на пространство страны впрыску. Карбюратор был прост, понятен, хорошо изучен и выработал у населения навык продувать жиклеры, регулировать уровень поплавковой камеры и даже домохозяйки знали, куда постучать, чтоб иголка отлипла. Впрыск пугал, заставлял нервничать, требовал хорошего бензина, сопровождался Лямбда-зондом и на хвосте имел катализатор. Совладать со всем этим хозяйством трудно было даже психологически, а понимание надежности и неприхотливости пришло позже, да и то в связи с подоспевшим на подмогу многоточечным впрыском. Приключившийся на старте освоения темы Bosch K-Jetronic пугал изнурительными регулировками. Всерьез непонимание ослабло, когда народ обнаружил иноземную систему в родных Жигулях.
Еще одна проблема вступления в новый век называлась «автоматическая коробка передач». Существовала легенда, что починить ее может только один дядя Вася на всю страну, натренированный ремонтом гидротрансмиссий родных ЛиАЗов-677 в дальнем автобусном парке. Залипание золотника выслушивали, как приговор и уходили горевать, оплакивая погибший целиком автомобиль. Редкие иностранцы на машинах с «автоматами» считались изнеженными и недостаточно мужественными. Общественное мнение породило долгоиграющую уверенность, что настоящий мужик должен ездить на механике. С этим заблуждением боролись дольше, чем с впрыском, но в основном потому, что машина на «автомате» всегда дороже. Попутно автомат, особенно карбюраторных времен, укоряли в избыточном расходе топлива из-за всегда повышенных оборотов.
Еще одна очень похожая трудность восприятия истин исказила отношение к полному приводу. Атавистическое подозрение было воспитано УАЗом, Нивой и армейским Уралом, про которые народ знал самое главное – из-за полного привода у них громадный расход топлива. А это непростительно. Опытные помнили, что Нива на бездорожье ела по 25 л/100км, а Урал вообще употреблял под нагрузкой 100 литров на 100 км. Пришедшие к нам Субару и редкие Ауди порождали общий вопрос: а как отключить полный привод? Ответ разочаровывал постоянством.
Сегодня все эти страхи, домыслы и подозрения благополучно преодолены. Выросло поколение людей, не умеющих обращаться с механической коробкой, не знающее о жизни карбюратора и считающее полный привод не обузой, а помощью.
Знаком, обозначившим переход массового сознания на грамотное восприятие технической современности, стали две статьи в единственной умной автомобильной газете страны (Авторевю), опубликованные с интервалом в 10 лет. В 2000 году журналисты издания обругали машину (Peugeot 307) за то, что прикосновение к указателю поворота давало три мигания, вместо привычного одного. Прошло 10 лет. То же самое издание упрекнуло другую машину, что поворотник вместо ожидаемых трех миганий включал всего одно.
Сергей Асланян