Таким образом, минпромторг РФ пытается перераспределить очередников между другими поставщиками машин и подстегнуть отечественный автопром. Но пока эти меры лишь отпугивают участников программы, которые еще только собираются сдавать в утиль своих "железных коней".
- У некоторых дилеров очередь образовалась на месяцы вперед, а реально проданных по программе утилизации машин совсем немного. Для них на сайте Минпромторга заблокирована выдача сертификатов, пока соотношение числа водителей, ждущих своей очереди со всеми необходимыми документами, к количеству уже проданных машин не станет меньше, чем 3 к 1, - рассказывает начальник управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики Ростовской области Андрей Иванов. - У некоторых дилеров накопившийся отложенный спрос гораздо больше, чем успели продать реально, а ведь нужно помнить, что Минпромторг РФ постепенно ужесточает условия, и к 1 июля соотношение должно быть 1 к 1. Проблема в том, что автопром запаздывает с поставкой продукции.
Наибольшие очереди с самого начала программы по автоутилю образовались у дилеров АвтоВАЗа. Остальные производители, если и отмечают рост объемов продаж с начала программы, то больших проблем с очередями не видят. Приостановка выдачи сертификатов им не грозит. У них очередников не много.
- Нас запрет на выдачу сертификатов не коснулся, - сообщили в
региональном представительстве УАЗа. - Кто хотел купить наши автомобили
по программе сдачи автоутиля - спокойно покупает.
Аналогичная ситуация и у дилеров Ford, Renault, Chevrolet Niva.
Ажиотажный спрос есть лишь на вазовскую "классику" и, по мнению Андрея
Иванова, если сохранятся нынешние темпы поставок, все оставшееся до
конца программы время, то есть до ноября 2010 года, продавать машины
будут только под уже выданные сертификаты. Перехода желающих из
"вазовской" очереди к другим моделям-участницам программы пока не
отмечается.
- За два с лишним месяца по стране выдано более 120 тысяч утилизационных свидетельств, то есть почти две трети от всего запланированного объема. Очевидно, что Минпромторг РФ хочет снизить темп программы, взять паузу, сделать выводы по промежуточным итогам, оценить величину обеспеченного деньгами спроса, и внести коррективы, - рассуждает представитель еще одной компании-дилера. - Очевидно, что изменения в программе будут. Например, могут продлить сроки ее действия, хотя нам, продавцам не хотелось бы, чтобы она по времени совпала с традиционным для осени подъемом спроса на автомобили.
Впрочем, учитывать тут нужно не только интересы производителей и продавцов, но и покупателей, а им, как оказалось, попытка чиновников подхлестнуть производство, создала больше неудобств. Многие владельцы автохлама готовы отказаться от участия в программе.
- На "горячую линию" по программе утилизации после приостановки выдачи сертификатов стали поступать звонки с многочисленными жалобами от автовладельцев. Люди возмущаются, что теперь они даже в "виртуальную" очередь в автосалоне не могут встать, - рассказывает глава комитета защиты прав потребителей ЮФО Юрий Гусаков. - Большинство салонов дилеров расположены в Ростове и Таганроге, на юго-востоке Ростовской области. Представьте себе: автомобилист приехал из дальнего района, а ему в автосалоне не дают сертификата, то есть не ставят в очередь и когда поставят - неизвестно. Раз-другой приедет ни с чем, потратит время и деньги, да и махнет на все рукой.
Текст: Вадим Давыденко