То есть их необходимо согласовывать с региональными властями.
Такова суть законопроекта, который внесли на рассмотрение Госдумы
депутаты Марков, Емельянов и Тараканов. Сообщает "Российская газета".
Ни для кого не секрет, что появлению такого законопроекта способствовали участившиеся автомобильные акции. Их начали проводить еще лет пять-шесть назад. Тогда таким образом автомобилисты возражали против запрета на ввоз праворульных машин, а также против увеличения таможенных пошлин и транспортного налога. До сих пор подобные акции не требовалось оформлять. В законодательстве подобная форма демонстраций попросту не предусмотрена. Поэтому даже если организаторы действительно искренне желали узаконить свое мероприятие, - им это не удавалось сделать. Власти не могли его ни разрешить, ни запретить - оснований нет.
Примечательно, что тема проведения таких акций протеста с точки зрения их законности заинтересовала народных избранников только тогда, когда коснулась святая святых - преференций на дороге. А именно мигалок. Хотя, может быть, это просто совпадение.
- Практика применения закона о митингах показала лакуну в нормативных актах, - рассказал "РГ" один из авторов поправок депутат Сергей Марков. - Хотя закон - хороший. Он предусматривает не разрешительный, а уведомительный порядок проведения таких мероприятий. Организаторы заявляют о том, что они собираются в такой день провести ту или иную акцию, а власти определяют место ее проведения. Чтобы не получилось как в анекдоте: в Москве собрались провести гей-парад в Парке культуры в день ВДВ. Власть именно тем и занимается, чтобы развести конфликтные группы, чтобы акции не мешали нормальной жизни города.
По словам Маркова, некоторые организаторы таких мероприятий подают заявку днем в пятницу. Законом на ее рассмотрение отпущено три дня. Что делать властям: ведь суббота, воскресенье - выходные? На рассмотрение остается полдня. Поэтому законодатели предлагают установить в законе новые временные рамки, а именно три рабочих дня.
Еще одна новация касается уведомления участников данного действия о месте проведения мероприятия. Если поправки будут приняты, то организаторы должны будут извещать о месте сбора после того, как эта географическая точка будет согласована с властями.
Однако в проект закона закрались и некоторые не совсем понятные вещи. Например, подача заявления от имени тех, кого подвергли наказанию по статье 20.2 КоАП. То есть нарушителей установленного порядка проведения митингов, шествий демонстраций и прочего. По словам Маркова, если вчера такие люди попытались провести незаконную акцию, в результате которой произошли массовые беспорядки, то сегодня никто у них не примет заявление на проведение следующего мероприятия. Однако в самой поправке не говорится о массовых беспорядках. Также не обозначены четкие рамки исполнения этой функции. Организатор проводил пикет, но кто-то несознательный из рядов пикетчиков вдруг вынул мегафон и начал выкрикивать лозунги. Это уже митинг. Организатора привлекают по статье 20.2 КоАП. Исходя из новации, им теперь вообще будет запрещено устраивать какие-либо массовые акции.
Еще более странно звучит пункт, в котором говорится, что организаторы акции должны соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности движения на транспорте, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств. То есть эти самые организаторы должны подменить собой Госавтоинспекцию.
Таким образом, протест против мигалок может упереться в серьезный правовой барьер. Раньше участников акции привлекали к ответственности за какие-либо незначительные нарушения. В последний раз, например, за незаконную перевозку грузов. Правда, все оштрафованные подали иск в суд на инспекторов, которые, по их мнению, действовали незаконно. Если законопроект будет принят, то за такой пробег им грозит штраф по статье 20.2 КоАП.
Однако автомобилисты тоже готовы сопротивляться. Например, протестовать в пешем виде, но не проводя при этом шествий, манифестаций, митингов и демонстраций.
МнениеСергей Канаев, лидер московского отделения Федерации автовладельцев России:
- Депутаты - молодцы. Они быстро реагируют на нашу деятельность. Если этот законопроект будет принят, то он создаст еще больше сложностей для проведения законных акций. Автопробег, который предлагается провести по Садовому кольцу, не перекрывая движения и не нарушая правил, можно загнать на Ходынское поле. Там его точно никто не увидит. И тогда вообще становится бессмысленным его проводить.Уже попавших по статье 20.2 такое количество, что скоро вообще никто не сможет подать заявку на проведение какой-либо акции. Обеспечивать транспортную безопасность - дело ГИБДД, а не участников акции. Их задача - соблюдать правила дорожного движения. Хотя надо сказать, что за все время проведения автопробегов не произошло ни одной аварии.
Все это делается не для того, чтобы упорядочить проведение акций и обеспечить их безопасность, а только для того, чтобы запретить их.
Мы готовы к сотрудничеству и открыты. Но с нами при подготовке этого законопроекта связался только депутат Тараканов. А теперь мы вдруг узнаем, что законопроект внесен в Госдуму. Что ж, если нельзя проводить автопробеги, мы будем проводить пешие экскурсии. О них не требуется уведомлять местные власти. А чтобы не потеряться в толпе, мы предлагаем экскурсантам иметь в руках синее ведерко или синий шарик.
Компетентно
Владимир Федоров, сенатор от Карелии, экс-глава ГИБДД:
- Это правильное дополнение в закон. Если у нас строго регламентированы пешие манифестации, то автомобильные тем более должны быть согласованы. Они создают проблемы огромному количеству транспортных средств, сокращают скорость движения, создают пробки и заторы.
Что касается мигалок, то на дороге неравенство было всегда. Есть службы и есть лица, которые должны иметь преимущество в движении. И если правительство решило, что такие привилегии должны быть, значит, мы обязаны подчиниться. Если у министра финансов в день четыре заседания, на которые ему нельзя опаздывать, значит, ему необходимо дать такое право. Другой вопрос, что надо бороться с незаконными мигалками. Я в свое время предлагал ограничить оборот и продажу этих устройств. Но правительство тогда не поддержало. Может быть, настало время вернуться к этому вопросу?
Текст: Владимир Баршев.