Работу дорожных служб в нашей стране сложно назвать
образцово-показательной: никто не избавлен от риска попасть колесом в
открытый канализационный люк, по-прежнему часто встречаются асфальтовые
бугры, оставшиеся в наследство от жаркого лета-2010.
Но если
такие случаи – все же исключение, а не правило, то чудовищная колейность
как на внутригородских, так и на междугородних трассах – явление
привычное. Лишь изредка о нем предупреждают соответствующие знаки. Как
быть водителю, который, попав в колею и потеряв управление, разбил свою
машину – вопрос, не требующий ответа. Дорожники никогда не признают свою
вину. Вернее, так было раньше.
Прецедент создан на Урале. Автовладелец из Челябинска, попав в ДТП по милости местного ДРСУ (дорожно-ремонтного строительного управления), подал на эту организацию в суд и выиграл дело! Сумма «отступных» невелика – всего лишь 100 тысяч рублей, однако важно другое: быть может, с этого момента дорожники осознают, что за плохой асфальт и нерасчищенные дороги придется отвечать рублем.
Авария, о которой идет речь, произошла в прошлом марте на дороге, ведущей из Челябинска в Яраткулово. Глубокая колея и лед сделали свое дело: водитель потерял контроль над машиной, та слетела с трассы и перевернулась. На голом льду не было ни намека на реагент, предупреждающие знаки также отсутствовали. Владелец искореженного авто принял единственно правильное решение и обратился в суд.
Виновник нашелся быстро: за тот участок трассы, где произошла авария, отвечает Карабашское ДРСУ. Согласно рабочим журналам этой организации, дорога исправно обрабатывалась реагентами – но в ГИБДД рассудили по-другому, опираясь на показания потерпевшего и свидетелей. Кроме того, суд принял во внимание то, что на опасном участке не было знаков «Скользкая дорога», а равно и знаков, предписывающих снизить скорость.
Правда, пострадавшему в ДТП автовладельцу запрошенную им сумму – 132 тысяч рублей – решено было урезать до 100 тысяч. Судьи посчитали, что в инциденте была вина и самого водителя, который не смог рассчитать безопасную скорость движения с учетом погодных условий и состояния дороги. Тем не менее, этот случай можно считать маленькой победой – пока, к сожалению, условной и неокончательной, так как представители Карабашского ДРСУ немедленно обжаловали решение суда.
Отметим, что аварии случаются и на тех участках, которые дорожники исправно поливают веществами, призванными растопить как снег, так и ледяную корку. К примеру, в конце октября 2011-го в Ленинском районе Подмосковья столкнулись сразу 13 машин. По словам очевидцев, ничто не предвещало автомобильной «мясорубки» и последовавшего за ней пробочного кошмара. Первоначально столкнулись две машины. Их водители действовали строго по правилам: выставили знаки аварийной остановки и вызвали на место ДТП полицейских. Дальнейшее, на первый взгляд, не поддается логическому объяснению – в стоявшие на проезжей части авто врезались еще 11 машин.
Причиной массовой аварии стали не плохие погодные условия, не превышение скорости и не выезд на встречную полосу движения – вполне возможно, что ДТП произошло по вине коммунальщиков, выливших на дорогу новый вид реагента. Именно такую точку зрения озвучили полицейские. Однако в мэрии сразу же выступили с опровержением: по мнению чиновников, все используемые на российских дорогах реагенты абсолютно безопасны.
Текст: Александр Кузьмин