Обнародован проект технического регламента Таможенного союза, прописывающий единые требования к безопасности автодорог. Предельные размеры повреждений дорожного полотна могут быть изменены. Эксперты отмечают, что даже существующие требования дорожники не соблюдают, а единые жесткие нормы для трех государств могут вовсе не работать.
Министерство транспорта подготовило проект технического регламента, в котором прописаны требования к безопасности автомобильных дорог в странах Таможенного союза — в России, Белоруссии и Казахстане. В частности, документом предлагается ввести единые нормы предельно допустимых повреждений на дорожном полотне.
На дорогах с интенсивностью движения больше трех тыс. автомобилей в сутки на 1000 кв. метров повреждений в виде выбоин и просадок в общей сумме не может быть более 3 кв. метров, а в весенний период — 15 кв. метров.
Для дорог, по которым за сутки проезжает от 1000 до 3000 авто, повреждений на 1000 кв. метров допускается 10 кв. метров, а весной — 25 кв. метров. Там же, где проезжает менее 1000 авто в сутки, ямы допускаются до 25 кв. метров, весной — до 50 кв. метров на один квадратный километр. При этом для ликвидации этих повреждений дорожники должны будут уложиться в 5, 7 и 10 суток.
Как пояснили «Газете.Ru» в Минтрансе, в настоящее время допустимые значения площади повреждения для автомобильных дорог в России регламентированы приказом Минтранса России от 14 апреля 1992 г. № 23 «Об утверждении нормативных сроков исправления повреждений на федеральных автомобильных дорогах России». Согласно документу, сейчас повреждения допускаются меньших объемов — от 1,5 до 7 кв. метров на 1000 кв. метров.
Допустимые размеры для отдельных ям и просадок в новом регламенте практически не отличаются от существующих: 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине (сейчас 7 см).
Минимальную видимость сигналов дорожных светофоров, включая символы, предлагается оставить неизменной — 50 метров в светлое и 100 метров в темное время суток. Что касается наружной рекламы, то основное требование заключается в том, что яркость щита не должна быть больше, чем у дорожных знаков.
Документ регламентирует и правила по уборке снега. Так, в первую очередь должна очищаться проезжая часть, потом на остановочных пунктах, затем на тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств. Убранный снег не должен уменьшать ширину проезжей части и обочин. При этом ликвидация ледяной корки на дорогах с интенсивностью движения более 3 тыс. автомобилей в сутки должна проводиться не позднее 4 часов с момента образования льда, на дорогах с интенсивностью до 3 тыс. автомобилей — 5 часов, до 1 тыс. автомобилей — 6 часов.
Законопроект размещен на сайте Минэкономразвития и до 1 марта будет проходить процедуру публичного обсуждения.
Эксперты, которые дают сейчас оценку проекту техрегламента, отмечают, что существующие нормы в России соблюдаются далеко не всегда.
«Соблюдаться не может, потому что финансируются дороги всего на 25—30 процентов, — сказал «Газете.Ru» президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. — Дорожники заделывают дырки, но в основном на магистралях — там более или менее эти нормы соблюдаются».
Между тем Скворцов обращает внимание, что в России не отлажена процедура фиксации повреждений. Поэтому, несмотря на то что время на устранения повреждений строго регламентировано, на деле дорога может быть разбитой несколько месяцев. «Процесс приемки работы требует осмысления и доработки, — говорит эксперт. — Если попали в яму, то дорожник может сказать, что она появилась три дня назад, а срок на устранение — 7 дней. Поэтому должна быть система фиксации появление дефекта».
Чтобы дорожники вовремя латали ямы, необходимо повышать их ответственность, считают правозащитники. «Когда они будут по закону отвечать за все происшествия, которые случаются из-за некачественного полотна, тогда может что-то измениться, — заявил «Газете.Ru» директор центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев. — Не регламент поможет, а юридическая ответственность: в случае инцидента надо опечатывать все имущество. Но сейчас этого сделать невозможно, потому что некому тогда будет строить дороги».
Олег Скворцов отмечает, что требования к дорогам должны быть гибкими в зависимости от региона. «Даже в России надо ввести дифференцированные нормы в разных регионах с учетом их социально-экономического развития, — говори он. — Нельзя все под одну гребенку. Ведь много связано с интенсивностью движениями, условиями. Так, в Сибири дороги находятся по 8 месяцев под снегом. Там должны быть одни требования, а в европейской части другие.
В Германии, Бельгии есть три дорожные климатические зоны, где разные требования. А мы хотим на три громадных страны установить одно требование».
По статистике ГИБДД, в прошлом году в России из-за разбитых дорог случилось около 42 тыс. ДТП, в которых 5889 человек погибли и 52 622 получили ранения.
Евгений Шипилов