Иллюстрация с сайта vippresent.ru Депутаты недовольны новым административным регламентом МВД,
регулирующим поведение сотрудников ГИБДД. Как рассказали «Ведомостям»
члены парламентского комитета по конституционному законодательству и
госстроительству, в следующий четверг они примут обращение (проект есть
у «Ведомостей») к замминистра внутренних дел Николаю Овчинникову, где
выскажут претензии к документу. С просьбой вынести заключение в Госдуму
обратилось само МВД, сообщает член конституционного комитета Виктор
Илюхин, в связи с тем, что 24 июля 2009 г. в министерство протест на
регламент направила Генпрокуратура.
Административный регламент утвержден приказом министра
внутренних дел Рашида Нургалиева 2 марта 2009 г., зарегистрирован в
Минюсте и вступил в силу 1 сентября.
Ряд положений регламента кажутся сомнительными, говорит первый зампред комитета Александр Москалец.
Пункт 63 дает право сотруднику ДПС по собственному усмотрению
остановить машину с помощью громкоговорителя, жезла или руки. Пора
отказаться от предоставления милиционеру права останавливать машины и
проверять документы водителя и пассажиров даже на стационарных постах
ДПС, подчеркивается в проекте обращения: эта норма закладывает грубое
неравенство в объеме прав милиционеров и иных участников дорожного
движения.
Нарушение парламентарии усмотрели и в пункте, дающем право
милиционеру конфисковать световые приборы (фары и мигалки), не
соответствующие Основным положениям по допуску транспортных средств к
эксплуатации: гражданин может быть лишен имущества только по решению
суда. Эта норма регламента противоречит Конституции и нарушает
презумпцию невиновности, возмущается член профильного комитета Михаил
Емельянов.
Противоречит Конституции и право сотрудника ГИБДД действовать
по указаниям начальства, если какой-то нормы в регламенте нет, пишут
депутаты в проекте обращения.
В регламенте нет ни одного права водителя, он приравнен к транспортному средству,
уверен Емельянов. Регламент излишне изобилует словом «специальный»,
носит двусмысленный, а местами и тоталитарный характер, резюмируют
депутаты.
Прокурорам же — плюс к тем возражениям, которые появились у
депутатов, — показалась противозаконной норма регламента, дающая право
ДПС устраивать засады на водителей в кустах, говорит депутат, знакомый
с протестом Генпрокуратуры. Нарушение, продолжает он, прокуратура
усмотрела и в праве инспекторов отстранять от управления машиной пьяных
госслужащих, обладающих иммунитетом (депутатов, судей, прокуроров и т.
д.).
Официальный представитель департамента ОБДД МВД России сообщил,
что в департаменте с претензиями пока не знакомы, однако если таковые
поступят, то в соответствии с законом они будут рассмотрены и при
необходимости учтены. Регламент ДПС принимается впервые, раньше
действовали Наставления по работе ДПС, говорит он, а в процессе
применения закона всегда появляются какие-то уточнения.
Источник, близкий к руководству МВД, говорит, что министерство
уже направило ответ в прокуратуру, но там его посчитали
неудовлетворительным. Пресс-служба Генпрокуратуры обещала ответить на
письменный запрос в установленный законом срок.
Другой собеседник в МВД напомнил историю, как в отношении
сотрудника ГИБДД Новосибирска Александра Бугурнова, остановившего
пьяного помощника прокурора, три года велось уголовное дело о
превышении полномочий и только в прошлом году Бугурнов добился
восстановления своих прав и даже судебной компенсации.
Претензии Генпрокуратуры должны быть учтены в обязательном
порядке, напоминает Илюхин. В соответствии с законом Нургалиев теперь
должен будет другим приказом внести изменения в регламент, подтверждает
адвокат Виктор Травин. Но если устранить все противоречия с законом,
имеющиеся в регламенте, — всего их Травин насчитал около 50, —
необходимость в нем просто отпадет, все будет в Кодексе об
административных правонарушениях и других законах. Удивительно, что
подзаконный акт, расширяющий в ряде положений закон, вообще смог пройти
регистрацию в Минюсте, заключает адвокат. Текст: Вера Холмогорова, Алексей Никольский, Анастасия Корня.
Ведомости,
|