Уральские правозащитники инструктируют автомобилистов о том, как
добиться возмещения ущерба, полученного в ДТП из-за
неудовлетворительного состояния дороги.
Как рассказал сегодня «Новому Региону» председатель Свердловского
регионального комитета по защите прав автомобилистов Георгий Бадьин,
практика компенсации расходов за повреждения автомобилей в ДТП, которые
произошли по вине коммунальных или дорожных служб, на Урале существует,
однако прецедентов мало. Объясняется это малограмотностью водителей,
незнанием требований, предъявляемых состоянию дорог, отсутствием у
пострадавших времени на судебные тяжбы, а зачастую просто нежеланием
тратить нервы.
Еще одна причина, по которой автомобилисты редко идут отсуживать у
чиновников денежные средства в качестве компенсаций нанесенного
морального или материального вреда, – сложность доказывания так
называемых сопутствующих факторов, связанных с неудовлетворительным
состоянием дорог. В их числе могут быть скрытые летом под водой
открытые канализационные люки, высокие колеи зимой, выбоины на
неосвещенных улицах и другие обстоятельства.
«Самое главное – доказать пострадавшему водителю в суде тот факт,
что он не имел технической возможности предотвратить ДТП. Для этого
необходимо сначала обеспечить доказательную базу, после чего
обязательно идти в суд!», – заявил информагентству правозащитник.
Оформлять ДТП, произошедшее из-за неудовлетворительного состояния
дороги, необходимо следующим образом.
Во-первых, вызвать на место сотрудников ДПС. Тут же вооружиться
фотокамерой и, если автомобилю причинен вред, сделать несколько снимков
повреждений в разных ракурсах. Открытые люки, выбоины, колеи или
гололед – все это также нужно сфотографировать. Далее необходимо не
полениться и опросить двух-трех свидетелей аварии, записать их
координаты. По словам Бадьина, лучшие свидетели – это водители, ехавшие
до дорожного происшествия сзади. «Они прямо перед собой видели
происходящее, – поясняет правозащитник. – Вместе с сотрудниками ГИБДД
далее делается схема ДТП, с конкретным указанием недостатков дорожного
покрытия, точное их расположение и размеры, и прикрепляется к схеме
максимальное число сделанных фотографий».
Выигрышным считается дело, если квалифицированно доказываются
сопутствующие факторы при условии, что водителем не нарушены правила
дорожного движения ПДД. «То есть необходимо доказать: не было
возможности предотвратить ДТП, при этом ПДД водитель не пренебрегал. То
есть, например, двигался со скоростью, которая обусловлена внешними
обстоятельствами, а не гнал по ночному городу свыше 60 километров в
час, – сообщил Бадьин. – Между тем, сопутствующие факторы – это, в
частности, когда высота колеи выше 2 сантиметров. Не соответствуют
ГОСТу люки и трамвайные рельсы, если они также превышают 2 см или
наоборот, сильно продавлены, различные выбоины и прочее».
На место ДТП, добавляет правозащитник, желательно вызвать
представителей дорожной службы, отвечающих за конкретный участок
дороги. «Если будет составлен акт, где в причинах указана, например,
колея, и этот документ подпишет должностное лицо дорожной организации и
свидетели – всё, можно считать что дело выиграно», – заявил собеседник
агентства, однако заметил при этом с сожалением, что на деле оперативно
найти должностных лиц достаточно сложно.
«Но можно обойтись и первыми пунктами «инструкции». В целом, это все
рекомендации автомобилистам, попавшим в ДТП по вине коммунальщиков или
служб по благоустройству. Хочу заметить, что чем чаще водители будут
обращаться в суд с подобными делами, тем лучше у нас будет состояние
дорог», – заключил специалист.
Текст: Игнат Бакин.
РИА "Новый Регион"
|