Фото с сайта autoizvestia.ru
Разговор о банкротствах в автопроме можно было бы начать с пространных
рассуждений о том, были ли банкротами GM и Chrysler, или, скажем,
является ли банкротом «ИжАвто». Но мы не будем углубляться в дебри
юриспруденции – народная молва их банкротами считает, так тому и быть.
В аналогичном положении находятся и производители автомобильных
компонентов, однако информация об этом не слишком популярна. О ситуации
на АвтоВАЗе, ГАЗе или " ИжАвто" наслышаны все. Но мало кто знает, например, о банкротстве Егоршинского
радиозавода – поставщика АвтоВАЗа. Только вмешательство прокуратуры,
вынудившей волжан погасить долги поставщику, спасло Режевский
механический завод. Самарскому заводу клапанов грозит банкротство – у
предприятия не было денег даже на оплату «коммуналки». Принадлежащие
«Группе СОК» производители электрических и световых компонентов ОСВАР и
«Автосвет» (Владимирская обл.) тоже имеют перспективой «глобальную
реструктуризацию». Список можно продолжить.
Принято считать, что причиной критического состояния поставщиков
является закупочная политика АвтоВАЗа. Действительно, расчет за
комплектующие векселями со сроком погашения аж в 2014 году имеет
эквивалентом «безвозмездно, то есть даром». И это не могло не сказаться
на экономическом положении поставщиков агрегатов.
Однако давайте выглянем за пределы наших границ. Да, в других
странах автосборочные предприятия тоже имели солидные задолженности
перед поставщиками компонентов. Однако такого «беспредела», как у
АвтоВАЗа, там не было. И, тем не менее, проблемы не миновали и западных
производителей комплектующих.
Schefenacker, контролирующий около 30% мирового производства
автомобильных зеркал, балансирует на грани банкротства. «В яме»
находятся американские гиганты Lear (компания пережила дефолт и ушла
под защиту суда) и Visteon (также пребывает под судебной защитой от
кредиторов).
Одной из субъективных причин можно считать несоразмерные (особенно
для кризисного периода) расходы компаний на выплату премий
топ-менеджерам. Компания Lear, имея задолженность в $350 млн.,
выплатила 29-ти руководителям бонусы на сумму $20,6 млн. Защищающийся
через суд от кредиторов Visteon намерен выделить на «начальственные»
премии $80,1 млн. Скромные $10 млн. (из которых $6,7 млн. приходится на
пятерку директоров) хочет заплатить топ-менеджерам производитель
колесных дисков Hayes Lemmerz International. При этом «для экономии»
Hayes намеревается секвестрировать страховые программы, что затронет
интересы 2,2 тыс. семей.
Существуют, однако, и объективные экономические причины. Во всех
отраслях субподрядчики имеют норму прибыли ниже, чем производители
«конечного продукта». Производители компонентов могут выживать лишь за
счет больших тиражей, создающих достаточную массу прибыли. Для примера:
автосборочное производство в России, по расчетам иностранных компаний,
является рентабельным при годовом выпуске примерно 50 тыс. машин. А вот
производство автомобильных компонентов при тех же условиях имеет смысл,
начиная с 200 тыс. комплектов в год.
Многим компаниям и раньше жилось нелегко, а падение заказов от
автосборочных предприятий поставило их на грань выживания (а то и за
эту грань). В силу изложенной выше причины, чем менее сложным является
продукт производителя комплектующих (прибыль зависит от создаваемой
стоимости), тем ниже его шансы выжить в мясорубке кризиса. Классическим
примером может служить американская Intermet Corp., выпускающая
кузовные детали. Пройдя процедуру банкротства в 2005 году, Intermet 12
августа снова подала в суд заявление о защите от кредиторов. Другой
пример - Dura Automotive, производитель сидений. Попав три года назад
под судебную защиту от кредиторов, компания рассчитывала выйти из
процедуры банкротства к концу 2007 года. Однако «схлопнувшийся»
кредитный рынок, в конечном итоге, заставил руководство Dura в этом
году вновь обратиться в суд по делам о банкротстве.
Следует отметить, что мы пока говорим об американских компаниях.
Крупные производители компонентов – например, Bosch, Schaeffler и
Continental AG – ощущают себя более уверенно. Это является прямым
следствием того, что европейские автопроизводители, в отличие от своих
американских коллег, оказались готовы к кризису не в пример лучше –
хотя бы в том, что сумели получить государственную поддержку. Правда,
раздаются голоса, что с окончанием действия программ стимулирования
автопродаж европейский рынок вновь упадет, и тогда многие производители
комплектующих обанкротятся.
Однако европейский рынок держится не только на дотациях. Например, в
Германии рост продаж частично обусловлен ростом тарифов заработных плат
(они были проиндексированы на 4-5%). Еще один источник объемов продаж –
ценовая политика производителей и продавцов. Система скидок получила
большой размах, и они иногда доходят до двадцати процентов.
Надо отметить, что в жизни производителей автокомпонентов есть еще
один нюанс – рынок, который в подотрасли называется вторичным. Это
поставки деталей, узлов и агрегатов для ремонта (первичный рынок
компонентов – поставки на конвейеры автозаводов). В условиях падения
продаж новых автомобилей возрастает потребность в ремонте старых.
Некоторые российские производители компонентов уже отмечают рост спроса
на свою продукцию. Компании, которые имеют в своем ассортименте товар
для «вторички», или способны перестроиться для выпуска такого товара,
будут иметь дополнительный шанс выживания в кризис.
Это в полной мере относится и к европейским производителям
комплектующих. Если рынок Старого Света все же сожмется, то они имеют
возможность поддержать свое существование за счет поставок на вторичный
рынок. Кроме того, в такой ситуации часть мелких компаний может войти в
состав корпораций.
Время банкротств в автомобильной отрасли еще не закончилось.
Очевидно одно: для выживания в кризисе есть пути – просто нужно уметь
их находить и уметь идти по этим путям.
Текст: Алексей Сахаров.
«Деловой АвтоКлуб»,
|