Исследования показали, что в определенной рассеянности за рулем виновато отнюдь не одно лишь ухудшившееся зрение – проблема в методе обработки зрительной информации головным мозгом, меняющемся с годами.
Иногда объяснением причины, по которой водитель попал в аварию, столкнувшись с другим авто или сбив пешехода становится элементарное «я его не видел». И как бы банально это ни звучало, в ряде случаев это чистая правда, а причина обусловлена изменениями, с годами происходящими в головном мозге.
Ученые американского университета города Рочестер опубликовали данные новейшего исследования, посвященного изучению методов обработки информации зрительной частью коры головного мозга. Изначально к водителям оно не имело прямого отношения, но в итоге оказалось полезным и для них.
Взяв за основу ранние работы, в которых отмечалась связь между реакцией на движущиеся объекты и симптомами хронической депрессии, а также одной из форм шизофрении, ученые поставили ряд экспериментов над зрительной частью коры мозга, а именно тем ее участком, который ответственен за обработку данных о движущихся объектах.
Для этого они использовали известный в медицине метод так называемой транскраниальной магнитной стимуляции – говоря проще, воздействовали на участки коры электромагнитным полем, временно угнетая их работу. Выяснилось, что мозг человека с годами меняет методику обработки такой информации: на первое место по важности выходят не сами объекты, а фон, на котором они движутся. Это не раз отмечалось на практике. Например, не заметив велосипедиста, сбивший его водитель имел четкое представление о фоне, на котором тот двигался.
Ученые отмечают, что с точки зрения физиологии и эволюции, для человека наибольший интерес и одновременно опасность представляют именно движущиеся объекты: они могут быть либо «обедом», либо наоборот – есть вероятность стать их «обедом». Пока человек молод и его физические данные на высоте, мозг избирает именно такой способ обработки информации. С годами он меняется: это удалось подтвердить экспериментально, но однозначной причины пока не выявлено.
Не секрет, что поток зрительной информации, воспринимаемой человеком огромен, и полная ее обработка не требуется, а в большинстве случаев невозможна. Мозг выбирает «интерес» и «опасность» в ряде случаев независимо от конкретного желания человека. Почему с годами превалирующим становится фон, а не объекты – пока неясно. Но это вовсе не значит, что работа ученых ставит крест на возможностях пожилых водителей, тем более, что о конкретном возрасте, в котором заметны изменения в методике обработки зрительной информации, не говорится.
Полученные данные позволят, со временем, разработать методики, способные повлиять на работу мозга и, возможно, вернуть пожилым водителям прежнюю остроту восприятия движущихся объектов.