Страховщики и федеральный оператор в сфере навигационной деятельности "НИС ГЛОНАСС" обсуждают возможность использования в перспективе дополнительных услуг на основе системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".
Эту информацию подтвердил "РГ" президент Российского союза страховщиков Павел Бунин. При этом он подчеркнул, что, начав обсуждение проекта, стороны подписали соглашение о конфиденциальности. Однако о конкретных шагах и в том числе об изменении стоимости ОСАГО говорить преждевременно, сказали в Союзе.
Тем не менее, вопрос "умного" страхования получил публичную огласку в СМИ. В "НИС ГЛОНАСС" подтвердили техническую возможность по выходу на рынок страхования дополнительных услуг на основе навигационно-информационных технологий.
Такие системы сейчас активно распространены в Италии, Великобритании. Эксперты предполагают использовать спутниковые технологии при определении стоимости страховки на автомобиль, исходя из практики его использования. В том числе учитывать, насколько интенсивно машина эксплуатируется, по каким дорогам ездит, как ею управляет водитель. Также ГЛОНАСС поможет при разборе и подтверждении данных о ДТП, отмечают эксперты, чтобы исключить ложные заявления об авариях. Система способна записывать характеристики движения транспортного средства, включая ускорение в нескольких плоскостях на самописец аналогичный авиационному "черному ящику". Данные с него можно использовать для подтверждения или опровержения ДТП, передает "Интерфакс".
При этом надо учесть, что пока законодательно не закреплено, что навигационное оборудование на автомобилях может быть использовано в качестве доказательства для судебных разбирательств или административных штрафов, отметил "РГ" глава межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. Так же, как и информация со ставших уже популярными у автовладельцев видеорегистраторов. Это все отдано на усмотрение судьи. Он может учесть информацию, а может и не учесть.
Пока законодательная инициатива - учитывать данные со спутников и привлекать на их основании к административной ответственности - поступала только от тюменского Законодательного собрания. Однако новый состав Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству дал отрицательный отзыв по нему. Как пояснил Лысаков, там не прописаны вопросы, касающиеся единства измерений со спутниковых систем, нет единых стандартов. Эту тему нормативно-метрических и технических требований, которые можно прописать в законодательстве, которое, однако, надо еще разрабатывать, сказал он. Но к самой идее использования данных при заключении договоров страхования авто эксперт отнесся положительно. Но только при условии, что такая страховка будет дополнительной, по желанию автовладельца, и включена в КАСКО, то есть в комплексное автострахование, а не в ОСАГО, обязательное страхование автогражданской ответственности. Насколько может измениться стоимость КАСКО, эксперты пока сказать не могут. При этом услуга по слежению за автомобилем, взятым в кредит и находящимся в залоге у банка, может быть востребована у коммерческих кредитных организаций, считают они.
Текст: Татьяна Игорева