Фото с сайта buzzvines.com
Заочная полемика Вадима
Новикова с ФАС («Порочный круг», «Ведомости» от 14.08.2009) по вопросу
монополизма на рынке нефтепродуктов заставляет прояснить ряд моментов,
которые могут и не быть понятны неспециалисту. Речь о давнем споре о
том, что является причиной роста цен на бензин — монополии или
объективные обстоятельства, например мировые цены на нефть.
По данным Росстата, в 2002-2008 гг. розничные цены на бензин
Аи-95 выросли на 249,3%. Это опережает прирост потребительских цен
(220,7%), цен на продовольственные (220,4%) и непродовольственные
(168,7%) товары. Теория о том, что такой рост обусловлен корреляцией с
мировыми ценами на нефть, выглядит привлекательно — раз нефть и
продукты ее переработки можно вывезти, внутренние цены на них, по идее,
должны стремиться к уровню мировых.
На практике же для экспорта существуют ограничения как
технологические и инфраструктурные, так и спросовые — далеко не на всех
НПЗ можно перерабатывать сернистую Urals, а российские нефтепродукты в
Европе вообще не потребляют из-за низкого качества: их отправляют на
вторичную переработку на европейские НПЗ, лишь часть из которых может
работать с российскими полуфабрикатами. Возможность полностью вывезти
всю российскую нефть и все нефтепродукты за рубеж существует, таким
образом, только в теории. Значит, в реальности зависимость внутренних
цен от мирового рынка ограничена — они определяются и другими
факторами.
Прежде всего монополизмом розничных торговцев бензином. Это
они, рассказывая нам о «связи с мировыми ценами», так и не снизили цены
на бензин вслед за крупным падением цен на Urals ни во второй половине
2006 г., ни за последний год — по данным Росстата, цены на Аи-92 в июне
2009 г. снизились всего на 15,6% к июню 2008 г., на Аи-95 — на 13,3%. В
США снижение цен на бензин к июлю 2008 г. достигало в декабре 55%, чего
у нас не было и в помине.
Защитники российских бензиновых монополистов пытаются
переводить российские цены в доллары (хотя не очень понятно, какой в
этом смысл), призывая себе на помощь падение курса рубля и дорисовывая
лишние проценты падения. Но вот другая статистика, которая не требует
поправок на инфляцию или учета курсовых разниц: соотношение розничных и
оптовых цен на бензин Аи-95 в России с 2003 по 2008 г. выросло с 1,36
до 1,89 (в США — снизилось с 1,9 до 1,4). Это принято объяснять
топливным акцизом, однако его доля в розничных ценах невелика и
снижалась с 24% в 2003 г. до 16% в 2008 г. Такая высокая розничная
маржа — уникальное явление.
Монополизм на российском рынке нефтепродуктов способствует и
завышенному уровню цен, и ускоренному их росту, и сохранению высоких
цен при наличии объективных условий для их снижения. Вместо того чтобы
изобретать объяснения, отрицающие наличие монополизма, лучше подумать
над тем, как наиболее цивилизованно с ним бороться.
Текст: Владимир Милов, политик
Ведомости
|