«У российских
автопроизводителей есть шанс», потому что в ближайшие годы спрос будет
сконцентрирован в дешевых сегментах рынка, заявил в четверг на «круглом
столе» в московском пресс-центре «Росбалта» известный экономист,
президент консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин. Он отметил,
что воспользоваться этим шансом наша страна сможет при соблюдении
нескольких условий.
Во-первых, необходимо защитить внутренний рынок от конкурирующей
продукции из Китая, во-вторых, повысить качество собираемых автомобилей
до приемлемого уровня и, в-третьих, «избавиться от «левых» издержек»,
на которые, по словам Хазина, сегодня приходится до половины затрат
отечественной промышленности.
Наконец, «ключевой элемент – государство», уверен Хазин. Оно должно
определиться с тем, нужен ли стране авропром как таковой и, если нужен,
то — в каком виде. «Готовы ли мы за счет государства иметь убыточные
производства, содержать их и поддерживать?» — спрашивает Хазин.
Приводя в пример «АвтоВАЗ», Михаил Хазин заявил, что для
спасения отечественного автопрома должна быть четко изложена и публично
обсуждаться антикризисная программа сохранения и развития производства.
А менеджмент должен нести полную ответственность за исполнение этой
программы. «Это недопустимо, когда президент компании в условиях
кризиса уходит в отпуск», — полагает Хазин, имея в виду главу
«АвтоВАЗа» Бориса Алешина. И все же главная ответственность в условиях кризиса ложится
именно на плечи государства, особенно когда речь идет о предприятиях,
частично ему принадлежащих и получающих от него финансовую помощь.
С ним соглашается исполнительный директор некоммерческого партнерства
«Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин. В свою очередь,
он полагает, что «АвтоВАЗу» и всему российскому автопрому «надо не
просто помогать, а помогать эффективно». А наиболее эффективны в
настоящий момент, по его мнению, меры налогового регулирования.
«Сегодня нет экономических стимулов менять машину», — заявил эксперт. И
сообщил, что Россия на настоящий момент является государством с самым
старым автопарком в мире, если не брать, конечно, страны «вроде
Вьетнама».
Необходимо стимулировать при помощи налогового регулирования
автовладельцев к замене устаревших автомобилей, это диктуется и
экономической, и экологической необходимостью, считает исполнительный
директор некоммерческого партнерства «Объединение автопроизводителей
России». И стимулом для смены автомобиля должно быть, в первую очередь,
серьезное повышение автомобильного налога на старые или неэкологичные
машины, уверен Коровкин.
В то же время он уточнил, что речь идет не о частном, а о коммерческом
автотранспорте. Трогать же малообеспеченных сограждан вряд ли
целесообразно. «У всех у нас есть бабушки и дедушки, да и сами мы уже
дедушки», — пояснил Коровкин свою мысль.
«Мы в течение последних 3-5 лет регулярно выходим с такими
предложениями в правительство», — сообщил исполнительный директор
«Объединения автопроизводителей России». Однако бюрократический аппарат
умудряется тормозить даже давно принятые решения, как это было с
выделением 25 млрд руб. «АвтоВАЗу», которые дошли только через полгода,
что уж говорить о новых проектах, резюмировал Коровкин.
В свою очередь директор по корпоративным финансам ОАО «Камаз» Елена
Милинова объяснила причины того, почему российский автопром оказался в
такой тяжелой ситуации в результате мирового экономического кризиса.
Милинова рассказала, что все контракты в отрасли заключаются минимум на
два-три месяца вперед, поэтому гибко реагировать на первые кризисные
явления, проявившиеся в российской экономике совершенно неожиданно,
автопроизводители не могли. Закупки проходили в соответствии с ранее
подписанными контрактами, по докризисным ценам, соответственно
производство шло прежними объемами, в то время как спрос на продукцию
уже активно падал.
В результате «выросла задолженность перед поставщиками, и в то же время
росли товарные остатки уже произведенной продукции, как следствие
происходило падение оборотных средств и компаниям пришлось обращаться
за банковскими кредитами», — объясняет Милинова. Однако ликвидность у
банков в этот же период снизилась, а стоимость заемных денег резко
выросла. И параллельно продолжал снижаться спрос на промпродукцию.
В итоге ОАО «Камаз» на начало года имело на складе в виде непроданных
остатков до 4000 автомобилей. На настоящий момент удалось это
количество снизить приблизительно на 500 штук. Тем не менее,
«нормальный уровень – это до 1200», — пояснила Милинова.
«Нам банкротство пока не грозит, у нас положение достаточно устойчивое,
и это во многом благодаря тому, что на начало кризиса у компании было
мало долгов», — заявила директор по корпоративным финансам ОАО «Камаз».
В то же время она отметила, что сейчас компания думает, в первую
очередь, о том, чтобы было достаточно средств для выплаты сотрудникам
зарплаты. Часть работников «Камаз» уже вынужден был отправлять на
общественные работы, где заработки очень низки.
В то же время Милинова отметила, что в российском автопроме «очень
сильное пересечение». Есть большая нехватка производителей качественных
запчастей, многие поставщики – безальтернативные. И в этом смысле
возможная остановка или банкротство «АвтоВАЗа» нанесет серьезный удар
по всему автопрому. «Начнется цепная реакция», — уверена Милинова.
Однако среди экспертов есть и те, кто только приветствовал бы остановку российского автопрома. Так,
по мнению журналиста Сергея Асланяна, бессмысленно пытаться спасти
отечественный автопром, и, в первую очередь, «АвтоВАЗ». «Это проклятое
место», — уверен он.
В свою очередь председатель московского городского отделения
межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода
выбора» Андрей Мухортиков заявил, что основная проблема российского
автопрома в том, что в последние 18 лет с ним ничего «не делалось для
того, чтобы сделать его конкурентноспособным».
В условиях конкурентного рынка, а таковой в России имеется, любая
госпомощь «АвтоВАЗу» безполезна, уверен Мухортиков. «Это как с телом
Ленина – все решают, выносить или не выносить», — полагает председатель
столичного отделения «Свободы выбора».
По его словам, по подсчетам независимых экспертов, с начала 1990-х
годов государство и так «вложило в развитие «АвтоВАЗа» порядка $40
млрд». И при этом все забывают, что «деньги государства – это деньги
налогоплательщиков».
«Стимулировать же надо не производство, а спрос, как это делается во
всем мире», — уверен Мухортиков. И сейчас деньги в российский автопром
можно вкладывать только под «конкретную прозрачную программу», считает
он. Пока же «деньги берут у сильных и закачивают в слабых», резюмирует
Мухортиков.
Текст: Иван Преображенский
Росбалт,
|