Логотип Opel. Фото с сайта autonews.ru Призрак госкорпорации снова нависает над российским автопромом.
"Российский интерес" в Opel может привести к консолидации всех
российских автозаводов в рамках одной корпорации. Теперь главным
лоббистом этой идеи выступает глава Сбербанка Герман Оскарович Греф,
после обретения Opel ставший одним из самых влиятельных людей в
автопроме.
Програмную речь Г.Греф произнес
в понедельник в эфире Первого канала:Российский автопром отстал от
мирового на 3 технологических поколения, то есть примерно лет на 15. В
одиночку отечественный автопром не выплывет. Без западной поддержки не
выжить. Именно поэтому Сбербанк вложился в приобретение Opel, которое
поможет преодолеть технологический отрыв от ведущих автокомпаний мира.
Дальше - больше. На основе союза ГАЗа и Opel должен возникнуть
"такой конгломерат, который бы производил 5-6 миллионов автомобилей.
Сегодня Opel производит примерно 1,5 миллиона. И задача на ближайшие 5
лет – выйти, хотя бы на 3 миллиона автомобилей с дальнейшей
перспективой либо слияния-поглощения, либо существенного увеличения
продаж".
Интересно, что основной конкурент российской заявки на Opel - глава
концерна FIAT Серджио Маркионне - тоже мечтает о создании концерна,
который будет производить около 5,5 млн машин в год. В отличие от
Г.Грефа, у него такие мощности могут оказаться в распоряжении.
Мощности "технологического партнера" Сбербанка в сделке по Opel -
Горьковского автозавода - по легковым автомобилям составляют не более
200 000 автомобилей. Даже возможная покупка доли GM в СП "GM-АвтоВАЗ" и
питерского завода General Motors не закроют всех потребностей альянса в
мощностях.
В таких условиях единственный вариант на обретение заявленных
объемов - сам АВТОВАЗ с его мощностями на 1 000 000 машин в год. И уже
позавчера Г.Греф закинул удочку в сторону конкурента: "Модельная
линейка (АВТОВАЗа) не имеет перспективы никакой.
... Либо нужно передавать (АВТОВАЗ) в управление такой крупной
компании как Renault, у которой есть еще и Nissan, и она, может быть,
сможет ее интегрировать и создать новую платформу для российского
рынка. Либо искать любой другой вариант - например с Magna и Opel".
Высказавшись подобным образом на главном телеканале страны, Герман
Оскарович недвусмысленно дал понять, кому сейчас принадлежит
иннициатива в определении судеб российского автопрома. Видимо, альянс
Сбербанк-Magna вместе с ГАЗом становится новой "любимой женой" нашего
правительства в автопромном гареме.
АВТОВАЗ упускает иннициативу, теперь его лоббистским устремлениям
есть мощный противовес. Теперь компания - по-прежнему важное, но не
единственное крупное ядро российского автопрома. И кормушку госбюджета
теперь придется делить с другими...
Известно, что президент "АВТОВАЗа" Борис Алешин довольно болезненно
отреагировал на объявление о создании альянса с Magna по покупке Opel.
По его словам , непонятно, зачем государственными деньгами поддерживать
сначала один проект, потом другой. "Мы конкуренции не боимся, мы против
монополии", - отметил он.
Три-четыре года назад тогда еще руководитель Роспрома Б.Алешин
выступал за создание госкорпорации, в состав которой вошли бы все
крупные автомобильные заводы страны - АВТОВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ. Теперь эта
идея снова становится актуальной, но, похоже, реализовывать ее будут
уже другие государственные люди.
Текст: Сергей Самсонов.
autoNews.ru,
|