«АвтоВАЗ» может показать убыток в 2009 г., но уже готовится к подъему
рынка. Исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» Ян Венсан раскрыл
антикризисную программу завода.
«У нас есть уверенность, что после кризиса российский рынок начнет
быстро расти», — заявил «Ведомостям» исполнительный вице-президент
«АвтоВАЗа» и член антикризисной комиссии Ян Венсан. По прогнозу
«АвтоВАЗа», в 2010 г. рынок либо немного снизится, либо немного
вырастет, но с 2011 г. начнет расти в среднем на 21% в год. В 2014 г.
продажи превысят 3 млн автомобилей в год. Со второй половины 2014 г.
рост замедлится до 7% в год, к 2018 г. продажи достигнут 4,5 млн машин.
В своем оптимизме «АвтоВАЗ» не одинок. «Рынки, которые сейчас падают
быстрее всего, — Россия, Турция — должны и восстановиться быстрее
других», — говорил в марте президент Ford of Europe Джон Флеминг.
«АвтоВАЗ» должен подойти к моменту начала роста с новыми и
модернизированными продуктами«, — говорит Венсан. Программа развития
модельного ряда до 2013 г. была утверждена в октябре прошлого года, в
начале 2009 г. она была сокращена на 20% до 95 млрд руб. Планы не
меняются: в 2011 г. «АвтоВАЗ» должен будет начать производство
автомобилей класса B на платформе Logan, купленной у Renault за 100 млн
евро, класса C на вазовской платформе 2116 и бюджетного автомобиля на
базе Kalina, который «АвтоВАЗ» уже разрабатывает. Если финансирование
от госбанков подоспеет вовремя, производство B-класса на базе Logan
начнется в 2010 г.
Но пока «АвтоВАЗу» нужно решить текущие проблемы, ведь за январь —
апрель рынок упал на 53% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
«Наша антикризисная программа на 2009 г. основывается на самом
невероятно пессимистическом сценарии — для того чтобы ставить себе
высокие цели по снижению издержек и повышению эффективности работы», —
говорит Венсан. Прогноз рынка от «АвтоВАЗа» на 2009 г. — 1,4 млн
автомобилей, компания планирует занять 34-35%, продав 470 000-500 000
машин. В январе — апреле доля рынка «АвтоВАЗа» выросла с 22,4% до
23,3%; в апреле по сравнению с мартом его продажи выросли на 12,8%
(весь рынок — на 0,2%).
Запланированный финансовый результат Венсан не называет: «цели
антикризисного плана — выход на положительный операционный денежный
поток и операционный результат» в 2009 г. В промежуточном варианте
программы, датированном 3 марта, был запланирован чистый убыток в 21
млрд руб. при выручке в 136 млрд руб. «АвтоВАЗ» снижает складские
запасы автомобилей и комплектующих, стимулирует продажи (программа
«Лада-финанс»), договаривается о снижении цен с поставщиками,
пересматривает компонентную базу, сокращает административные и
накладные расходы на 30% (в том числе отмена бонусов за 2008-2009 гг.,
сокращение фиксированной части зарплат топ-менеджмента на 20%).
Сокращений персонала «АвтоВАЗ» не планирует, говорит Венсан: сотрудники
понадобятся заводу на подъеме рынка.
Сокращение издержек на 30% — серьезная мера, но, чтобы рынок
поверил, «АвтоВАЗ» должен сказать, сколько именно он хочет сэкономить,
а потом отчитаться о результате, говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена
Сахнова. Она считает, что при убытке в 21 млрд руб. «АвтоВАЗ» вряд ли
сможет выйти на операционную рентабельность и получить положительную
EBITDA.
Текст: Глеб Столяров.
Ведомости,
|